В нашем детском саду 8 ноября 2016 года состоялся городской семинар для на тему "Применение в образовательном процессе конструкторов LEGO Education как средство развития технического творчества дошкольников". Данный семинар был организован в рамках серии городских семинаров "Школы молодого педагога" (для педагогов со стажем работы менее трех лет).
В ходе семинара представителям педагогического сообщества нашего города в лице воспитателей и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций была представлена педагогическая презентация опыта работы коллектива нашего детского сада по реализации такой инновационной деятельности, как применение технологии легопроектирования и основ робототехники с использованием определенного оборудования, а именно конструкторов нового поколения марки Lego Education. В начале встречи О.А. Родионова, старший воспитатель, обратилась к гостям с приветственным словом и рассказала участникам мероприятия о том, как возникла идея внедрения именно этой технологии в образовательный процесс, и какая работа для этого была проведена в коллективе. Так же во вводной части мероприятия были описаны основные цели и задачи, реализуемые в ходе деятельности по легопроектированию, актуальность этого направления как одного из инструментов по формированию у воспитанников основ инженерного мышления и интереса к техническому творчеству.
В ходе презентации воспитатели нескольких возрастных групп нашего детского сада выступили с докладами, в содержании которых была отражена система работы по указанному направлению.
Воспитатель первой младшей группы "Б" И.А. Никольских представила систему работы с конструктором Lego Education DUPLO "Лото с животными", который предназначен для организации совместной деятельности с детьми в возрасте от 1,5 лет.
Лото с животными DUPLO – это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких с целью познакомить их с принципами обучения, которые пригодятся малышам в дальнейшем. Во время организованной в игровой форме работы с набором Лего Лото с животными DUPLO малыши запоминают цвета, формы, учатся анализировать и работать по схеме. А так же знакомятся с представителями животного мира. Кроме того, игра отлично развивает коммуникативные навыки.
Педагог средней группы Е.А. Некрасова представила свой опыт работы о том, каким образом продолжается работа с детьми по описываемому направлению уже в среднем дошкольном возрасте. Она рассказала о формах и приемах работы по организации деятельности группы детей с применением конструктора нового поколения Lego Education "Моя первая история". Данный конструктор разработан производителем как один из эффективных инструментов, способствующий развитию речи детей.
Основные задачи обучения при использовании набора «Моя первая история» следующие:
· Развитие языковых навыков, включая повествование, говорение и слушание
· Социально-эмоциональное развитие во время совместной работы детей над повествованием и придумыванием историй
· Развитие навыка конструирования, а также развитие мелкой моторики -
· Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде
· Развитие свободного творчества и ролевых игр
Применение набора с детьми среднего возраста начинается со знакомства с конструктором, его деталями в свободной деятельности детей в ходе режимных моментов. Детям дается возможность наиграться. Кроме того, для закрепления знания деталей, продолжения развития мелкой моторики я использую конструктор в ходе таких видов специально организованной образовательной деятельности как занятия по ФЭМП (математика). На этих занятиях мы учимся сравнивать детали конструктора по таким признакам как длина, ширина, высота, толщина, используя приемы наложения и приложения. Знакомимся с образованием числа от одного до пяти. Детям дается возможность научиться считать и отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу, объединять детали в группы по цвету, форме. Так же на таких занятиях с конструктором формируются навыки определения пространственных направлений – лево, право.
Основная работа с набором «Моя первая история» строится в соответствии с его предназначением в ходе специально организованной образовательной деятельности – занятиях по речевому развитию, где данный набор используется 1 раз в две недели а продолжается в свободной творческой деятельности детей. В ходе занятий дети, как всей группой, так и малыми подгруппами придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории. Помимо карточек, которые предложены в наборе, мы используем и другие разнообразные сюжетные картинки, мультимедийные изображения. Так же набор содержит фигурки людей и животных, чем очень привлекает внимание детей. Малыши учатся создавать полноценные сказки, истории, состоящие, например, из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, а так же составить рассказ из личного опыта.
В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием. В этой возрастной группе средствами развития технического творчества дошкольников являются конструкторы нового поколения Лего из серии «Машины и механизмы», которые позволяют быстро и эффективно обучить самых маленьких основам физики, проектирования и технологии.
Опытом работы по оргнизации деятельности с конструктором более технической направленности поделилась воспитатель старшей группы Л.А. Фарленкова.
С целью формирования интереса к техническому творчеству и предпосылок к инженерному мышлению детей шестого года жизни применяется набор Lego Education «Первые механизмы». Конструктор предполагает первое знакомство с основными понятиями естественных наук и опыт построения моделей, содержащих колесные пары, рычаги и зубчатые колеса. Гостям был предложен к просмотру видеоролик, демонстрирующий фрагменты специально организованной деятельности по построению детьми одного из изученных ими первых механизмов - "вертушки".
Формирование интереса к техническому творчеству и азов инженерного мышления путем изучения простых механизмов продолжается в подготовительной к школе группе, но уже с применением более усложненного конструктора. В данном направлении вниманию гостей воспитателем подготовительной к школе группы О.П. Поповой было представлено занятие с подгруппой детей седьмого года жизни по развитию способностей к техническому творчеству посредством создания механической модели "карусель" , организованное с применением образовательного набора Lego Education "Простые механизмы"
.
Результатом занятия явилась готовая модель карусели, действующая путем механического вращения рычага (или ручки), которая вращает простой механизм – большое зубчатое колесо, за счет которого и движется в конечном итоге вся модель. В ходе занятия гости смогли увидеть, что дети знакомы с таким основным простым механизмом, как зубчатое колесо. Они понимают принцип работы готовой модели, последовательность запуска механизма.
По окончании занятия О.П. Попова представила информацию о целях и задачах, поставленных в ходе своего мероприятия, а так же более подробно познакомила участников семинара с системой работы по применению в образовательном процессе набора Lego Education "Первые механизмы".
Еще одно инновационное направление в образовательном процессе нашего ДОУ было представлено и описано старшим воспитателем О.А. Родионовой, которая представила вниманию гостей систему индивидуальной и подгрупповой работы с детьми подготовительной к школе группы по основам робототехники с применением образовательного набора Lego Education WeDo ("Перворобот"). С участниками семинара был провден небольшой мастер-класс по программированию одного из заранее собранных механизмов. Ниже - фотоматериалы, демонстрирующие организованную образовательную деятельность с детьми по основам робототехники с применением набора Lego Education WeDo